Неточные совпадения
— О, это прекрасно! Мыслитель, как вы, может и даже должен относиться весьма широко ко всякому общественному явлению. Покровительством преосвященного ваша полезнейшая брошюра разошлась и доставила
относительную пользу… Но я вот о чем, главное, желал бы у вас полюбопытствовать: вы только что заявили, что были весьма близко знакомы с госпожой Светловой? (Nota bene. [Заметь особо (лат.).] Фамилия Грушеньки оказалась «Светлова». Это я узнал в первый раз только в этот день, во
время хода процесса.)
Существует вечная истина христианства, и она не зависит от
времени, но христианство в своей исторической, то есть
относительной, форме приходило к концу.
Но диалектика абсолютная тут переходит в диалектику
относительную, ограниченную
временем и всеми категориями.
Болезнь эта прежде всего выразилась в том, что все стало временным, т. е. исчезающим и возникающим, умирающим и рождающимся; все стало пространственным и отчужденным в своих частях, тесным и далеким, требующим того же
времени для охватывания полноты бытия; стало материальным, т. е. тяжелым, подчиненным необходимости; все стало ограниченным и
относительным; третье стало исключаться, ничто уже не может быть разом А и не-А, бытие стало бессмысленно логичным.
Одни из них — вдовы, другие хотя имеют мужей, но маленьких и почти всегда недоумков (чаще всего родители Анны Ивановны прельщаются их
относительным матерьяльным довольством); изредка попадаются и девицы, но почти исключительно у матерей, которые сами были в свое
время Аннами Ивановнами.
Не мудрено при этом, что в народе долгое
время обнаруживалось недоверие и презрение к иностранцам, в особенности по тому случаю, что иностранцы часто получали в России выгоды и
относительный почет за такие дела, пользы которых народ еще не понимал или не признавал.
Но благоприятность случая не только редка и мимолетна, — она вообще должна считаться благоприятностью только
относительною: вредная, искажающая случайность всегда оказывается в природе не вполне побежденною, если мы отбросим светлую маску, накидываемую отдаленностью места и
времени на восприятие (Wahrnehm ng) прекрасного в природе, и строже всмотримся в предмет; искажающая случайность вносит в прекрасную, по-видимому, группировку нескольких предметов много такого, что вредит ее полной красоте; мало того, эта вредящая случайность вторгается и в отдельный предмет, который казался нам сначала вполне прекрасен, и мы видим, что ничто не изъято от ее владычества.
Освободясь от депутатов молодого поколения, Бенни немедленно же отправился к бывшему в то
время с. — петербургскому обер-полицеймейстеру Анненкову с самою странною и неожиданною просьбою, объясняемою единственно лишь только пылкостью характера Бенни и его
относительным незнанием петербургских нравов.
Благодаря трудам наших библиографов и биографов, трудам, принимаемым читающею публикою с видимым участием, мы имеем теперь довольно важных сведений о писателях второстепенных, которые начинали приходить у нас в забвение, потому что они имели достоинства,
относительные к своему
времени.
Люди нового
времени не только поняли, но и прочувствовали, что абсолютного в мире ничего нет, а все имеет только
относительное значение.
Моя
относительная нелюдимость, которая есть просто признак здорового ума, предпочитающего проводить
время наедине с самим собою и книгами, чем тратить его на праздную и пустую болтовню, могла сойти за болезненную мизантропию; холодность темперамента, не ищущего грубых чувственных наслаждений, — за выражение дегенерации.
Однако я был еще тогда очень молод (вероятно, моложе почтенного публициста), мысль моя двигалась и бродила; я не мог остановиться на этом, и, после многих соображений, дошел наконец до сознания, что и законы могут быть несовершенны, что они имеют
относительное, временное и частное значение и должны подлежать переменам с течением
времени и по требованиям обстоятельств.
Между же первым и вторым пришествием лежит промежуточное
время некоторого, хотя и
относительного, удаления Христа от мира.
И, однако, в то же
время нельзя сказать, что Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить абсолютное в
относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
И в то же
время в религии человек узнает Бога,
относительное зрит Абсолютное, а тем самым и себя находит в Абсолютном, ибо нет ничего вне Абсолютного, иначе последнее ограничивалось бы
относительным и не было бы Абсолютным.
Ибо человек ощущает себя
относительным бытием, песчинкой, ввергнутой в безмерности пространства и
времени.
Оно само становится тем самым своей собственной потенцией (или «меоном»), давая в себе и через себя место
относительному, но не утрачивая в то же
время и абсолютности своей.
Это непостижимое единство
времени и вечности, теогонии и теофании, абсолютного и
относительного, именно и утверждается основным христологическим догматом.
Акт творения, изводящий мир в бытие, полагающий его внебожественным, в то же
время отнюдь не выводит его из божественного лона. Абсолютное полагает в себе
относительное бытие или тварь, ничего не теряя в своей абсолютности, но, однако, оставляя
относительное в его относительности. Философское описание интуиции тварности приводит к новой, дальнейшей антиномии: внебожественное в Божестве,
относительное в Абсолютном.
Спереди и сзади густели кусты и деревья. A над ними стоном стояла орудийная пальба. То и дело снаряды сносили верхушки деревьев, вырывали с корнем березы и липы… Слышались раскаты грозного «ура» в промежутках между пальбой. Потом все стихло постепенно, воцарилась
относительная тишина, только победные крики
время от
времени вспыхивали в стороне неприятельских траншей.
В то
время как на Западе просвещение и культура создавали какой-то порядок, подчиненный нормам — хотя и
относительный, конечно, порядок, — в России просвещение и культура низвергали нормы, уничтожали перегородки, вскрывали революционную динамику.
В доме царило
относительное довольство. Федор Николаевич, кроме довольно значительного для того
времени пенсиона и скопленного во
время долговременного командования полком изрядного капитальца, владел еще небольшим именьицем, с пятьюдесятью душами крестьян, в средней полосе России, полученным им в приданое за женой.
Только за последнее
время князь, удрученный старческими недугами, дал своей жене
относительную свободу.
Стеша не могла не заметить произведенного ее появлением впечатления, и довольная улыбка появилась на ее красивых губах. Она мало изменилась за это
время, только слегка пополнела, что шло к ней и не портило ни ее грациозной фигурки, ни пикантного личика. Надетый на ней костюм указывал на
относительное довольство.
Во всех попытках, как церковных, так и внецерковных, по-евангельски, новозаветно оправдать, осмыслить все в жизни, обосновать все ценности жизни чувствуется какая-то натяжка, какое-то насилие над Евангелием, какое-то произвольное внесение в Евангелие ценностей иного мира [Необходимость освободить абсолютность евангельского духа от
относительных ценностей мира в последнее
время прекрасно сознают М. М. Тареев в своих «Основах христианства» и кн. Е. Трубецкой в интересном труде «Миросозерцание Вл. С. Соловьева».
Эти отзвучья городской жизни не достигали, впрочем, до хором князя Василия Прозоровского; вблизи на большое расстояние не было «кружал», как назывались в то
время кабаки, вокруг которых кипела
относительная жизнь тогдашней полумертвой Москвы.
Начинается для него
время относительного спокойствия. Недолгим было это
время.